Фильмы
Все фильмыЧертово колесо
Год: | 1926 |
---|---|
Режиссёр: | Григорий Козинцев, Леонид Трауберг |
В прокате: | 03.03.2020 |
Киноцентр «Дом кино» приглашает всех на серию бесплатных показов классики ленинградского кино
«Возвращение в Ленинград» — программа забытых или незамеченных шедевров «ленинградской школы», где город – не только место действия, но и главное действующее лицо. Кураторы и ведущие — Михаил Трофименков и Марина Кронидова. Первая встреча состоится 3 марта в 18.30. Приглашаем зрителей к просмотру и обсуждению фильма «Чертово колесо» (1926) Григория Козинцева и Леонида Трауберга. Показы будут проходить через вторник в Большом зале Дома кино. Вход для всех гостей свободный.
Прожив почти тридцать лет в Петербурге, мы упорно возвращаемся в Ленинград: даже те из нас, кто его не застал. Почему?
Петербург – город, обреченный на красоту: так и было задумано.
Город, растасканный на цитаты еще в 19-м веке, город мостов, что «повисли над водами», где «светла адмиралтейская игла», и «одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса». В общем, все мы любим его «строгий, стройный вид», и никуда не деться от высоких штампов. Сплошь символы кругом, без них никак, да и зачем. Кому нужен Париж без Эйфелевой башни или Нью-Йорк без небоскребов?
Местные кинематографисты, в отличие от американцев, со стихиями - особенно с той, что закована в гранит — не шутят. Хотя, казалось бы, какая тема – наводнение. Да и красотой города не балуются, знают, что «страшная сила»; поэты, писатели на каждом камне оставили предостережения. Символов не избежать, но в ленинградском кино они играют в полную силу в фильмах, экстравагантных до безумия. От «Авроры», уже изменившей своим выстрелом эпоху, но еще не вставшей на прикол, в фэксовском «Чертовом колесе» до круговерти колонн Исаакия в психоделической «Нирване».
А мы бежим в привычную хмурую серость Ленинграда. В «оттепель» («День солнца и дождя»), в бесшабашную первую белую ночь, в бесприютный сумрак («Проводы белых ночей»). В безликость – по-своему милую — новостроек 1970-х («Мама вышла замуж», «Дети как дети»). Летим в размазанном неоне вывесок ночным автопробегом в нервном срыве 1980-х («Милый, дорогой, любимый, единственный»). Мы прошагаем мимо унылых, но гордых громад заводов («Красная стрела»). Выскочим из ленинградского сна в маетные 1990-е, где небо точно стерли резинкой («Сломанный свет»).
Ленинградская киношкола умеет, нырнув в прошлое, оживить его. Город подпольных и разгульных 1920-х кажется внезапно постаревшим («Роль»). Жестокие 1930-е, замершие в предчувствии гибели Кирова, во мгле туманов и свете зловещих фар оборачиваются сном («Миф о Леониде»). Да, война, да, блокада, но даже ужас и смерть к лицу городу-призраку, таящемуся во тьме под столпами прожекторов («Зеленые Цепочки»), где «даже мертвые играют в футбол» («Удар, еще удар»).
И все ленинградские дороги ведут на «Ленфильм», где кино снимает не «смерть за работой», а сиюминутную вечность («Позднее свидание», «Голос»).
«Чертово колесо» (1926, Севзапкино), реж. Григорий Козинцев и Леонид Трауберг.
На гулянии в саду Народного дома краснофлотец Иван Шорин познакомился с Валей и, пропустив назначенное время, опоздал к уходящему на крейсер катеру. На следующее утро он должен был идти в дальний заграничный поход, и его небольшая задержка обернулась дезертирством.
Подробную информацию о следующих показах программы можно найти в группах «Дома кино»: